Для вас, родители

     Подготовила: Уколова О.А.,

                                                                 преподаватель высшей категории

 фортепианного отделения МКУДО"Шипуновская детская школа искусств имени В.Т.Христенко"  

 

 В  каждом ребёнке  есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я". Каждый ребёнок – это таинственная,  неизведанная  планета.  У каждого ребёнка есть шанс в жизни заявить о себе. От родителей, педагогов, окружения зависит, какие  способности   в ребёнке  проснутся.  А  раскрыть природные  способности вашего ребёнка,  обогатить его внутренний мир, украсить его планету   поможет  Музыка.

       Как только ребёнок перешагивает  порог нашей школы, у него начинается совершенно новая жизнь.  Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от родителей. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями.    Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса.

        Обучение игре на фортепиано  – процесс длительный. Программа рассчитана на 7-9 лет напряженной, творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей  может быть достигнута цель духовного, нравственного и гражданского развития ребенка.

Преподаватели и родители должны сделать творческую деятельность ребёнка потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью их жизни. 

       А для этого родители должны:

•       понимать необходимость музыкального воспитания в семье,

•        заниматься саморазвитием, повышать  свой уровень музыкальной образованности,

•       уметь грамотно ставить цели и задачи творческого развития своего ребёнка, владеть доступными методами организации этой работы,

•       уметь создавать музыкальную среду.

      Высокий уровень общей и музыкальной  культуры родителей  – один из самых действенных факторов  духовно-нравственного развития и воспитания их ребёнка.

 Музыка в  детстве – хороший воспитатель, но нельзя забывать о том, что та среда, в которой растет начинающий музыкант, питает его  личность. Именно домашнее окружение в начальный период обучения играет большую роль. В семьях, где любят музыку, где, несмотря на занятость, домашние готовы прийти на помощь ребенку, занимаются саморазвитием, обучаются  вместе с детьми - музыка становится для маленького ученика частью его жизни.

        А.Маслоу, один из современных западных психологов, написал: «Мы, взрослые, должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими  импровизировать в этой жизни. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную жизнь; умеющим владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки. Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, нуждаются в вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться…  пока решение не будет найдено». 

       И.Карлей, опытный педагог-музыкант, много лет посвятившая воспитанию детей, считает, что для достижения этой цели,  нет лучшего средства, чем фортепианное обучение,  которое формирует «развитую личность в развивающемся мире».

       Приобщать детей к искусству  следует с самого раннего возраста, буквально каждого ребенка, независимо от степени его одаренности. Ребёнку  должно быть доступно не только чтение литературных произведений, но и слушание шедевров музыкальных произведений, их понимание и исполнение.  Дети, которые каждый день нажимают кнопку компьютера, нуждаются и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления.

       По современным данным до 76% детей от рождения  имеют высокий уровень  творческих  способностей. В первое десятилетие жизни у ребенка формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, яркие многообразные чувства.  С годами  снижается детская непосредственная восприимчивость и к 11 годам  уровень творческих способностей детей  падает до 40%, а к 12 годам -  только 25%  детей имеют выраженные творческие способности и к окончанию школы мы имеем лишь  13%  одаренных выпускников.     Поэтому крайне необходимо как можно раньше начинать развивать природные способности ребёнка посредством музыки, пока он  не успел забыть то, что ему даровано природой; поскольку не используемое, не востребованное извне атрофируется – эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с малышами, в том числе таких как «Эффект Моцарта» Д. Кэмпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки. В нашей школе также созданы группы раннего развития, где применяется  специальная методика для дошкольников.

      Многие родители, провожая своего ребенка в первый фортепианный класс, часто задаются вопросом - есть ли смысл в этом?   У них возникают сомнения: есть ли у моего ребенка слух, способности, а если и будет учиться, не бросит ли занятия на пол - пути, не помешает ли музыка основной учебе? Каждый опытный преподаватель ответит, что музыкальным слухом обладает каждый ребёнок. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет.

 

"Если у ребёнка ярко выражены музыкальные способности, то его нужно учить музыке, а если музыкальные способности слабо выражены - то его нужно учить музыке обязательно".

      Станут ли дети  профессиональными музыкантами  или выберут для себя другую специальность далекую от музыки, решающего значения не имеет -  главное, что они научатся отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в самой жизни; они творчески будут выполнять любую задачу и испытывать от этого удовлетворение; они будут уверенны в   себе, постоянно развиваться и  двигаться вперёд; они будут заряжать своей энергией окружающих; они станут просто счастливыми людьми.

       Давайте вспомним золотой девятнадцатый век. Тогда даже представить себе было невозможно, чтобы в более-менее обеспеченной семье отрок или девица не прошли музыкальный курс. Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, позволяем себе думать, что музыка это дешевая игрушка, без которой наш ребенок может и обойтись? Вспомните фразу, «все преходяще, а музыка вечна»? И это не пустые слова.

       Да и с практической точки зрения, иметь свидетельство о начальном фортепианном  образовании  весьма значимо: так, например, при поступлении в ВУЗ этот факт только приветствуется и часто играет решающую роль при отборе студентов, набравших одинаковое количество баллов.

         CОВРЕМЕННАЯ  наука сумела уже  объяснить   воздействии  музыки на человека. Именно музыка пробуждает эмоциональную энергию ребёнка и расширяет диапазон его душевных переживаний. В результате этого ребёнок начинает видеть прекрасное вокруг себя, любить прекрасное, создавать прекрасное. А прекрасное, имея огромную космическую энергию, заряжает ребёнка, восстанавливает утраченные силы.  Эстетические задачи решает, конечно же, и фортепианное обучение.

         Посредством глубокого анализа можно с уверенностью сказать, что обучение на фортепиано – это интеллектуальное обучение, оно активизирует кору головного мозга и  пробуждает  интеллектуальную энергию. Для того, чтобы воспроизвести самую простую нотную запись, или исполнить произведение на высоком художественном уровне, ребёнку необходимо выполнить очень много задач одновременно. Такое напряжение мысли поддерживает высокий интеллектуальный уровень. Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я продолжаю утверждать, что это также верно и для занятий музыкой». М.Спайхигер является автором исследований, которое показало, что те дети, которые учились по программе с увеличением часов музыки за счёт предметов математики и языков, - показали лучшие знания математики и языка по сравнению с теми, кто больше потратил времени на эти предметы без музыкального воздействия.

       В процессе фортепианного  обучения развиваются все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, логическая… Совершенно очевидно, что достигаемые в этом случае результаты по развитию памяти переносятся на другие виды обучения. И как показывают исследования, дети, занимающиеся на фортепиано, обладают лучшей реакцией, легче усваивают математику, иностранные языки,  лучше читают, хорошо ориентируются в пространстве…    

      Нельзя не сказать и о волевой энергии. Даже если ребёнок очень одарён, он достигает успехов только благодаря систематическому труду. Тут не помогут ни природные данные, ни любовь к музыке, ни желание родителей. На передний план выступает только активное прилежание. Для ребёнка, который ежедневно проводит определённое количество времени за инструментом, уже это само по себе является усилием над собой. Если ребёнок сможет устоять против заманчивых предложений друзей, то это только укрепит его волю, без которой невозможна вся его дальнейшая жизнь.

       Занятия  на фортепиано  способны влиять и на черты характера ребёнка: замкнутые, застенчивые дети посредством музыки избавляются от многочисленных комплексов - музыка активизирует их творческую энергию, пробуждает темперамент. А жизнь детей, не в меру активных, становится организованной, их эмоции проявляются не беспорядочно, а направляются в определённое русло.

        Дети преображаются,  общаясь с музыкой: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, язык  неба и звёзд, умеющих видеть музыку и танцевать стихи.

      В трактате Кассиодора Сенатора можно прочесть: « …небо, земля и всё, что движется в них…, не существует без науки музыки».

     А Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Он считал, что музыка – это проявление космической гармонии  и она может создавать такой же порядок во внутреннем мире человека, как и в космосе.  Только благодаря  музыке человек учится слышать зучание Вселенной, в результате чего он обретает духовные силы и физическое здоровье. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения.

       Уважаемые родители! 

       Мы живем в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим,  стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в  материальном благополучии  и  оставляем на «потом»  духовное воспитание своего ребёнка .Мы должны помнить, то, что мы вложим в наших детей, несоизмеримо ни с какими деньгами! "Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно"    Монтень

        Бог наделил человека уникальной способностью выражать себя в музыкальных звуках. Этой способностью он наделил каждого, только в разной степени. И дал ее с благой целью – гармонизовать душу человека, расширить и обогатить его внутренний мир.       Поэтому мы, взрослые, должны помочь нашим детям найти дорогу в величественное здание под названием МУЗЫКА.

       Если  взрослые  люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей… летать высоко, стремительно, далеко, красиво.  И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. И тогда пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения.  И наступит момент,  когда они почувствуют, что они тоже, оказывается, летят.